Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Слово «алкоголь» имеет арабское происхождение и означает «нечто эфирное». Предполагают, что с действием алкоголя люди знакомы с незапамятных времен, когда для утоления жажды употребляли забродившие соки различных плодов, мед. Однако только с появлением керамической посуды, приблизительно за 8 тысяч лет до нашей эры, возникла возможность изготовления в больших количествах слабых алкогольных напитков из меда, соков различных плодов, в том числе и винограда.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Бахусу – богу вина, плодородия и веселья у древних римлян –  праздник Бахуса, Дионису – богу вина у древних греков – праздник Диониса. Культ Диониса был распространен и среди фракийцев, а Гомер и Софокл воспели средиземноморье как родину винограда и вина. Крепость вин этого времени не превышала 10-20 градусов [5.c35].

Этиловый алкоголь в чистом виде – этиловый спирт – был впервые получен в средние века алхимиками. Первым достиг успеха на этом пути бенедиктинский монах Базилиус Валентинус. Его лаборатория находилась в сумрачном подвале монастыря в Эрфурте. Как большинство алхимиков, Валентинус пытался получить вещество, дающее богатство и власть над людьми.

И можно сказать, что это ему удалось. В 1400 году он получил почти безводный спирт. Вероятно, с этого времени два из трех монашеских обетов этого ордена – послушание и воздержание стали нарушаться гораздо чаще. Спустя почти 400 лет (в 1796 году) совершенно безводный спирт получили независимо друг от друга немецкие химики Ловитц и Рихтер [14.c21].

«Демон», «Кровь сатаны», «Змей, бич рода человеческого» – вот как характеризовали вино и пьянство мудрецы прошлого, они же говорили: «Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные дарования. Когда вино управляет пьяным, он уподобляется лошади без узды». Великий князь Киевской Руси Владимир Мономах писал: «Остерегайтесь лжи и пьянства, в этих пороках душа и тело погибнет».

В Германии, Скандинавских странах и Древней Руси из меда или хлебных продуктов вырабатывали лишь пиво и брагу – напитки с небольшим содержанием алкоголя. После открытия технологии приготовления крепких алкогольных напитков и хлебной водки крепостью до 40-50 градусов пьянство быстро распространилось по всей Европе.

Пьянство охватило все слои населения: пили и знатные и простые люди. В начале XVII в английский парламент постановил высокий налог на водку, за нарушение которого виновных подвергали телесному наказанию. Принимались подобные меры и в других странах. Но все они оказались не эффективными  по сравнению с покоряющей силой алкоголя, соблазн к употреблению которого поддерживался массовыми заблуждениями людей, обманутых его коварными свойствами.

Интересно отметить, что различные религиозные учения по-разному относились к употреблению алкоголя. Одни (буддистская, конфуцианская религии) выступали против всякого употребления всяких спиртных напитков, другие (христианство) проявляли большую терпимость. Это накладывало некоторый отпечаток употребления алкоголя населением, но ни в малейшей степени не являлось решающим ограничением, так как алкогольные напитки принимались и при религиозных церемониях.

Широкое  распространение алкоголизма связано с развитием капитализма, который нес с собой подневольный тяжелейший труд, нищенскую заработную плату, постоянную угрозу безработицы, неуверенность в будущем. Стремление «забыться» становилось массовым. Более того, там, где предпринимателям нужно было дешево купить рабочую силу, появлялось вино.

Любое эксплуататорское общество заинтересовано в спаивании народа. Поэтому вполне естественно, что как в прошлом, так и в настоящее время во всех капиталистических странах не было и нет единой общегосударственной системы профилактики алкоголизма. С алкоголизмом, который все более широко распространяется, вынуждено было бороться само население.

В начале XIX в. в Англии и в США впервые возникли общества трезвости. Они пропагандировали программу трезвости преимущественно с религиозных позиций, обязывая своих членов ни под каким видом не пить спиртных напитков и не предлагать другим. Эти общества организовывали антиалкогольные митинги, шествия распространяли листовки с призывами к воздержанию от вина. Широко участвовали в работе обществ трезвости женщины. В отдельных случаях члены общества сжигали кабаки и трактиры, уничтожали запасы спиртного.

Безусловно, эти общества привлекали внимание широкой общественности к проблеме пьянства и алкоголизма, пропагандировали взгляд на алкоголизм не только как порок, но и как на сложную социально-экономическую, правовую, медицинскую и личностную проблему. В целом же сколько-нибудь серьезного значения для профилактики алкоголизма деятельность обществ трезвости не имела из-за их малочисленности.

Параллельно с этим во многих капиталистических странах расширялось законодательство, направленное главным образом на ограничение, если можно так сказать, внешних атрибутов пьянства. За появление в общественных местах в состоянии опьянения предусматривались специальные наказания для злоупотребляющих алкоголем, начиная от денежных штрафов и кончая тюремным заключением на срок от 3-5 дней до 6-12 месяцев.

Итак, наиболее широкое распространение алкогольных напитков началось с развитием капитализма, и алкоголизм сделался подлинно социальным бедствием. Напряженность и неуверенность в завтрашнем дне не только среди малообеспеченных слоев населения, но даже в среде предпринимателей, ведущих между собой жесточайшую конкуренцию, безудержная пропаганда войны и агрессии, проводимая правящими кругами ряда стран, еще более усиливают общую напряженность. Все это создает почву для развития алкоголизма.

Исторические сведения об употреблении алкоголя в России свидетельствуют, что до XVIв. в России пили преимущественно мед, пиво, иногда привозное вино. Иван IV заводит «царевы кабаки», где продавали вино, мед, пиво, в начале в Москве для опричников, а затем повсеместно. В последующем кабаки были реорганизованы в кружечные дворы и решено было ограничить число этих заведений по одному на город и на большое дворцовое село.

Царскими кабаками управляли целовальники, которые, присягая царю о полном возвращении в государственную казну полученных доходов, целовали крест и Евангелие. Целовальник вносил в казну, возрастающую из года в год, сумму денег от продажи спиртных напитков. В 1652 г для ослабления пьянства и его вредных последствий было установлено: «Продавать водку по одной чарке человеку, а больше той указанной чарки одному человеку не продавать».

Во время постов, а также по воскресениям, средам, пятницам вино вовсе не отпускалось. Однако спустя семь лет руководителям питейных учреждений, вероятно, по финансовым мотивам предписывалось, «чтобы великого государя казне учинить прибыль, питунов (пьяниц) с кружечного двора не отгонять».

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Время развития капитализма в царской России, как и в других странах, сопровождалось все возрастающим производством и потреблением алкогольных напитков, главным образом водки. Тайную цель такой политики правительства откровенно сформулировала еще царица Екатерина II, заявившая, что пьяным народом легче управлять.

Вот почему из года в год повсеместно увеличивалось число кабаков и других питейных учреждений. Передовые русские люди называли политику царского правительства политикой спаивания народа, а царский бюджет – пьяным бюджетом. И действительно, прибыль казны от продажи водки, благодаря существовавшей в России винной монополии покрывала до 30 % государственного бюджета. С 1894г.

Нищета, ярмо тяжелого труда, бесправное положение народных масс, порожденное крепостничеством и капиталистической эксплуатацией, – вот корни процветания пьянства в царской России. Пьянство поощрялось правящими кругами, и все прочнее входило в быт народа. В дореволюционной России свойственные капиталистическому строю причины алкоголизма усугублялись тем, что наблюдалась экономическая усталость и низкие материальный и культурный уровни  жизни большинства населения страны. Пьянство было необходимым подспорьем для угнетения народа, жесточайшей         эксплуатацией трудящихся.

Водка являлась одним из тех средств, при помощи которых господствующие классы проводили свою политику национального угнетения далеких окраин. Купцы и царские чиновники вкупе с феодально-родовой верхушкой окраинных народов в корыстных целях спаивали местное население. На водку купцы выменивали у охотников Сибири ценные меха, у кочевников Средней Азии – продукты животноводчества и т.д.

Немалую роль в распространении алкоголизации в России играла церковь. Спиртные напитки были неизменным спутником религиозных обрядов. В деревнях существовал обычай справлять престольные праздники, сопровождающиеся многодневным повальным пьянством. Стоит только посмотреть картину художника В.Г.Перова. «Сельский крестный ход на Пасху», чтобы ясно представить, во что превращались религиозные обряды, сопровождаемые обильными «возлияниями».

После Октябрьской революции партия и правительство объявили решительную борьбу злоупотреблению алкогольными напитками. Была значительно расширена работа по профилактике алкоголизма. Она была поставлена на научную основу и переведена в сферу разных форм общественного и административного воздействия на лиц, злоупотребляющих алкоголем [15.c4].

1.4 Действие алкоголя на социально-психологический статус человека.

1. укомплектовать штат образовательного учреждения социальным педагогом, психологом, которые подготовлены к работе со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.

2. Привлекать к решению проблемы алкоголизации среди школьников другие службы: социальные (органы опеки и попечительства, реабилитационные центры и т. д), правоохранительные (отделение милиции, комиссию по делам несовершеннолетних и т.д.) и медицинских работников (нарколога, психотерапевта).

3. Организовать комплексную и систематическую профилактическую работу в образовательном учреждении, с привлечением семьи и лиц, специализированных на проблеме алкоголизации.

4.Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс методики организации свободного времени учащегося.

5.Организовать работу по преодолению алкоголизации школьников по средством взаимодействия с семьёй.

Таким образом, при учёте педагогическим коллективом данных рекомендаций, деятельность по решению проблемы алкоголизации среди школьников будет более эффективной.

Вредное воздействие алкоголя сказывается на всех системах человеческого организма. Рассмотрим влияние алкоголя на каждую из систем организма.

Болезни сердечно-сосудистой системы занимают ведущее место в структуре смертности населения высокоразвитых стран. В медицине существует термин «алкогольная кардиомиопатия», который обозначает поражение сердечной мышцы, обусловленное интоксикацией. Проявляется оно в виде внезапной сердечной слабости.

Предлагаем ознакомиться  Лечение алкоголизма в домашних условиях травами

Последняя сопровождается накоплением жидкости в плевральной полости, отеком ног и увеличением объема сердца. Первым предвестником заболевания могут быть нарушения сердечного ритма, которые не редко встречаются у мужчин в возрасте от 35 до 55 лет. Увеличение объема сердца обнаруживается при рентгенологическом исследовании грудной клетки и по изменениям электрокардиограммы.

Кардиомиопатия может быть обусловлена и другими причинами, но алкогольная кардиомиопатия отличается обратимостью нарушений. Как только больной перестает употреблять спиртные напитки, его состояние быстро нормализуется. Если, не смотря на тревожные симптомы, образ жизни остается прежним, болезнь быстро прогрессирует и через 3-4 года большинство больных умирает.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Алкогольная кардиомиопатия развивается не у всех больных, страдающих хроническим алкоголизмом, и в то же время может встречаться у больных со сравнительно небольшим алкогольным стажем. Даже у здоровых людей после большой дозы алкоголя могут появляться нарушения сердечного ритма, которые через некоторое время самопроизвольно исчезают.

Отрицательное воздействие алкоголя на сердечно-сосудистую систему не ограничивается указанными нарушениями сердечной деятельности. Злоупотребление алкоголем способствует развитию и прогрессированию гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, частично является непосредственной причиной инфарктов.

Дыхание – синоним жизни. Дыхание – процесс очень сложный, ибо оно складывается из дыхания всех клеток организма. Дыхательный процесс включает в себя четыре этапа: наполнение легких атмосферным воздухом – вентиляция легких; переход кислорода из легочных альвеол в кровь легочных капилляров и выделение из крови в альвеолы углекислоты, а затем выделение ее с выдыхаемым воздухом в атмосферу;

У больных, страдающих первой стадией хронического алкоголизма, отмечается некоторая стимуляция функций внешнего дыхания: возрастает минутный объем дыхания, увеличивается минутное поглощение кислорода. Однако эти компенсаторные механизмы очень неустойчивы, и обычные функциональные пробы, связанные с умственной и физической нагрузкой, приводят к их срыву.

Токсическое действие этанола сказывается, прежде всего, на центральной регуляции дыхания. При физической нагрузке вентиляция всегда усиливается. Это может происходить за счет и учащения дыхания и его большей глубины. Первый способ наименее выгоден для организма, так как связан с большой нагрузкой на дыхательную мускулатуру и быстро вызывает утомление.

У больных алкоголизмом минутный объем дыхания увеличивается за счет невыгодного  первого способа: учащения дыхания. В первые минуты после прекращения нагрузки у них отмечается так называемый феномен Миндгарда: минутный объем дыхания не уменьшается, а еще больше возрастает. У тяжело больных алкоголизмом отмечается гиповентиляция легких, снижение минутного потребления кислорода, уменьшение показателей жизненной емкости и содержания кислорода в артериальной крови.

Кроме артериальной гипоксемии, связанной с нарушением вентиляции легких выявляются и более глубокие признаки кислородной недостаточности, обусловленные понижением способности тканей усваивать доставляемый артериальной кровью кислород. Об этом свидетельствует повышение содержания кислорода в венозной крови и уменьшение артерио-венозной разницы по кислороду.

Нарушение функции дыхания приводит к снижению естественной неспецифической сопротивляемости организма. Специалисты давно заметили, что у лиц, страдающих алкоголизмом, гораздо чаще наблюдаются заболевания органов дыхания: хронический бронхит, трахеобронхит, эмфизема легких, достаточно высока заболеваемость туберкулезом легких[22.c69].

Больные хроническим алкоголизмом часто жалуются на нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта. При обследовании у них нередко выявляется гастрит, иногда язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки. Алкоголь начинает действовать уже в ротовой полости, раздражая слизистую оболочку. Сильно алкоголь действует и на слизистую оболочку желудка.

С развитием алкоголизма нарушается функция слюнных желез. Если вначале слабые и не очень крепкие спиртные напитки усиленно гнали слюну, то постепенно ее выделение настолько уменьшается, что прохождение пищи по пищеводу становится затруднительным. Развиваются  и другие патологические явления. Желудочное содержание попадает в дыхательные пути, развивается аспирационная пневмония.

Печень. Она занимает особое место среди органов пищеварительной системы. Это главная химическая лаборатория организма, которая выполняет антитоксическую функцию, участвует практически во всех видах обмена веществ.

Одной из первых при хроническом алкоголизме страдает углеводная функция печени. У больных уровень сахара в крови колеблется в достаточно широких диапазонах. Под действием алкоголя нарушаются белково-холестиринообразовательные функции печени, резко снижается способность обезвреживать яды.

Печень принимает на себя основную тяжесть алкогольного удара и по этому страдает при алкоголизме особенно часто. Степень поражения находится в прямой зависимости от средней величины ежегодного потребления спиртного и общего «алкогольного стажа». Различают три нарастающих по тяжести формы патологии печени при алкоголизме: это жировую дистрофию, алкогольный гепатит, цирроз печени.

У больных циррозом меняется внешний облик и душевное состояние: они быстро утомляются, впадают в апатию, испытывают отвращение к еде. На желтушно-сероватой коже проступают белые пятна и сосудистые звездочки, на языке исчезают вкусовые сосочки, и он приобретает как бы лакированный вид, волосы начинают выпадать. У мужчин сильно увеличиваются грудные железы, наступает импотенция.

У большинства больных алкоголизмом нарушается выделительная функция почек. Обрюзгшее, отечное лицо и отеки на ногах говорят об этом достаточно красноречиво. Алкоголь губительно действует на нежный почечный эпителий, существенно нарушая деятельность почек. Под действием алкоголя нарушается деятельность гипоталамуса.

А дальше начинается цепная реакция, в результате которой происходят сбои в работе всей системы. А поскольку почки не только выполняют выделительную функцию, но и участвуют в поддержании нормального уровня артериального давления, вырабатывая сосудосуживающие и сосудорасширяющие вещества, это способствует стойкой гипертонии у больных алкоголизмом[17.c41].

Установлено, что более тяжелое течение инфекционных заболеваний у лиц, страдающих алкоголизмом, связано с повреждением иммунных механизмов: иммунная система находится под контролем нервной, а алкоголь, как известно, является нервно-паралитическим ядом. Исследования показали, что алкоголь нарушает процессы кровотворения, снижает выработку лимфоцитов, открывая, таким образом, дорогу болезнетворным агентам.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Так же алкоголь способствует развитию аллергии. При хроническом алкоголизме у больных может возникнуть повышенная чувствительность, как к самому этанолу, так и к пищевым веществам, которые представляют собой сырье для получения спиртных напитков, вызывая замаскированную пищевую аллергию. Например, очень часто у лиц, страдающих аллергией к куриным белкам, наблюдается аналогичная реакция на белое сухое вино.

Этиловый алкоголь, поступая в организм человека, оказывает воздействие, прежде всего на центральную нервную систему. Причем степень нарушения ее деятельности определяется количеством принятого алкоголя, временем, прошедшим с момента его принятия, и исходным состоянием головного мозга.

Точно доказано, что из всех органов нашего тела именно головной мозг наиболее беззащитен перед ядовитым воздействием алкоголя. Это объясняется тем, что в клетках мозга содержится много особых жироподобных веществ – липоидов. Они легко вступают в химическую реакцию с алкоголем, частично растворяясь, в результате нервные клетки выходят из строя.

История возникновения и развития алкоголизма. Действие алкоголя на организм человека. Стадии развития алкоголизма. Действие алкоголя на социально-психологический статус человека. Особенности алкоголизма у подростков. Профилактика алкоголизма.

Как уже говорилось, сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. У взрослых вначале бывает этап умеренного потребления алкоголя, а затем наступает злоупотребление (бытовое пьянство).

Стремясь избежать насмешек других членов группы, подростки начинают “тренировать” себя спиртным. При появлении тошноты и позыва к рвоте они убегают подальше, чтобы их не увидели, и после прекращения рвоты снова присоединяются к сверстникам и продолжают пить с ними. Некоторые ребята заранее уходят и вызывают рвоту искусственно, чтобы иметь возможность пить дальше[24.c32].

Тяжелые степени опьянения часто сопровождаются нарушением сознания. Это состояния, требующие медицинской помощи, и нередко такие подростки попадают в токсикологические отделения больниц с алкогольным отравлением. Без медицинской помощи возможен смертельный исход.

После передозировок с тяжелыми формами нарушения сознания возникают амнезии – подросток не может вспомнить произошедшего или помнит лишь самое начало выпивки. Раннее появление амнезией – плохой признак с точки зрения прогноза. Амнезия – это всегда следствие нарушения сознания и соответственно повреждения головного мозга.

Даже однократная амнезия – грозный симптом, который свидетельствует о неблагополучии центральной нервной системы. А если это частое явление, и амнезии бывают длительными, то тем более. Понятно, что такие тяжелые нарушения в столь юном  возрасте неизбежно сказываются на его интеллекте и дальнейшем психическом развитии.

Пьющих подростков не пугают случаи передозировок с последующей амнезией, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего приема спиртного. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет. Они регулярно напиваются «до рвоты»  и тяжелого опьянения не из-за того, что сознательно хотят достичь именно этого эффекта, а из стремления не отставать от других членов группы, среди которых всегда есть более «опытные» и более выносливые.

Хотя подростков, как правило, не страшат тяжелое опьянение и его последствия, но не этого эффекта они ждут от алкоголя. Если бы это зависело от их собственной воли, не от требований других членов группы, на этом этапе они вполне могли бы остановиться на той степени опьянения, которая вызывает у них веселье и активность. Я не слышал от подростков, что им самим хотелось напиться до «полной отключки». Обычно они говорят: «Так получилось, я не знал, все пили, и я пил».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса и возрастания переносимости алкоголя начинает формироваться влечение к нему. У подростков формирование всех симптомов алкоголизма происходит очень быстро, и отрезки времени между появлением все новых симптомов непродолжительны.

Влечение к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться состояние опьянения как состояние веселья, интересных «приключений». Они редко сидят и напиваются, как взрослые алкоголики. Выпив, ребята становятся активными, их «тянет на подвиги», и именно это им особенно нравится.

Подростки и в трезвом состоянии не всегда способны контролировать свое поведение, а уж в состоянии опьянения – тем более. И здесь можно ожидать любых чрезвычайных происшествий. Драки, беспорядочные половые связи, изнасилования, кражи, грабежи и другие криминальные действия в состоянии опьянения несовершеннолетние совершают ничуть не реже (если не чаще), чем взрослые.

Предлагаем ознакомиться  Цефтриаксон совместимость с алкоголем

Делинквентное поведение практически всегда связано с употреблением спиртного. Учащиеся начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и,  ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное.

Многие родители “прозревают” и узнают о поведении сына или дочери только после задержания их работниками правоохранительных органов.

В целом проявления алкоголизма у подростков отличаются от алкоголизма взрослых – и ускоренным развитием, и атипичностью многих проявлений.

Психиатры считают, что между возрастом, когда начинается злоупотребление алкоголем, и тяжестью алкоголизма существует пропорциональная зависимость – чем раньше  начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Алкоголизм у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых.

Если у взрослых запои возникают обычно на второй, иногда на третьей стадии алкоголизма, то у подростков многодневное пьянство возможно уже в первой стадии. Регулярные передозировки с тяжелым опьянением тоже возникают уже на первой стадии. Похмельный синдром формируется быстро – через 1-3 года систематического пьянства.

У взрослых алкоголиков похмельный синдром формируется в течение нескольких лет и вначале проявляется соматическими (телесными), а уже потом психическими нарушениями, а у подростков формирование абстинентного синдрома занимает несколько месяцев, и с самого начала появляются психические нарушения: раздражительность, вспыльчивость, злобность, депрессия, мрачность, угрюмость, тревога, ночные кошмары и страхи, галлюцинации, судорожные припадки. Абстинентный синдром у них более длительный, чем у взрослых.

Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессирует психическая деградация. Пьющие подростки тупеют, их интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей стадии.

Они отстают от сверстников в общем, физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления – некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят, как маленькие старички. У большинства из них развиваются малокровие, гастрит, различные эндокринные нарушения и заболевания внутренних органов.

В целом прогноз алкоголизма у подростков неблагоприятный на любой стадии. Они очень трудно поддаются лечению, да большинство их и не хочет лечиться. В наркологической больнице они постоянно нарушают лечебный режим, при малейшей возможности выпивают или переходят на прием наркотически действующих средств. Чаще, чем взрослые алкоголики, они погибают от несчастных случаев, в драках, бывают и самоубийства[11.c56].

1.4 Действие алкоголя на социально-психологический статус человека.

Алкоголь и несчастные случаи.

Не случайно алкоголизм как причина смерти во всем мире занимает по частоте третье место. Средняя продолжительность жизни злоупотребляющих алкоголем на 15-20 лет меньше, чем людей, систематически алкоголь не употребляющих.

В отличие от большинства других болезней, алкоголизм можно расценивать как «болезнь поведения» – человек своим поведением наносит своему здоровью непосредственный и непоправимый вред [12.c7].

Алкоголь и личность.

По мере развития пристрастия к спиртному человек все больше и больше начинает «терять» себя как личность. У него формируются интересы, отличающиеся от интересов остальных людей и в значительной степени им противоречащие. Его взгляды и убеждения наполняются алкогольным содержанием и тем самым искажаются и деформируются.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Прежние социальные связи человека разрываются, и вместо них формируются новые, значительно более низкого уровня – как по содержанию (примитивное время провождение, безделье, обсуждение способов выпивки и воспоминание о предыдущих выпивках, предвкушение новых), так и по социальному статусу людей, с которыми он общается (такие же бездельники, пьяницы и алкоголики).

Алкоголь и правонарушения.

Одним из важных социальных последствий злоупотребления алкоголем являются разного рода правонарушения. Значительная часть всех правонарушений:  хулиганские действия, нарушения общественного порядка, а также кражи и грабежи – совершаются лицами, находящимся в той или иной степени алкогольного опьянения.

Характерно, что в частоте правонарушений нет принципиальных различий между больными алкоголизмом и людьми, периодически употребляющими алкоголь, но еще не алкоголиками. Более того, порою первое же употребление алкоголя, в зависимости от исходных свойств личности, а также конкретной ситуации ведет к правонарушению [12.c12].

Алкоголь и общество.

Систематическое употребление спиртного определенной группой людей оказывает отрицательное, развращающее влияние на общество в целом, так как способствует распространению и упрочнению алкогольных обычаев и традиций, развитию более терпимого отношения окружающих к злоупотребляющим алкоголем. Это в свою очередь, препятствует сокращению потребления спиртных напитков, количества людей, страдающих алкоголизмом, а также способствует вовлечению в пьянство новых групп населения: женщин, несовершеннолетних, людей пожилого возраста. Решительную роль в распространении злоупотребления алкоголем играет микро социальная среда.

Все еще не изжито терпимое отношение некоторых людей к пьяницам: всепрощение, а порою оправдывание их ассоциальных действий нетрезвым состоянием создает благоприятные условия для прогрессирования злоупотребления алкоголем [12.c14].

Алкоголь и трудовая деятельность

Злоупотребляющие алкоголем постепенно теряют способность к труду – одно из главных качеств человека.

Даже при однократном приеме небольших его доз умственная работоспособность падает на 10-15%, уменьшается точность движений, возрастает число лишних или ошибочных действий. При этом ухудшается и качественные и количественные показатели работы. При систематическом употреблении алкоголя производительность труда снижается до 15-30%, не говоря о качестве продукции.

Алкоголь (как видно в этой главе) отрицательно влияет не только на здоровье человека, но и разрушает его семью, лишает работы, приводит к различным несчастным случаям и происшествиям, толкает на правонарушения, разрушает личность, его индивидуальность и в целом отрицательно действует на общество и на окружающих людей.

Социально- педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на конкретного учащегося, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения развития личности и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребёнком; выявления средств, помогающих ребёнку самостоятельно решить свою проблему.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

       Социально- педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, также путём организации различных сфер жизнедеятельности детей.

индивидуально – личностный подход к ребёнку;

опора на положительные стороны личности ребёнка;

объективность подхода к ребёнку;

конфиденциальность.

       Целью социально- педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

1. Индивидуально – психологический: искажение личностных черт, деформация мотивационной сферы,  несформированность навыков общения, педагогическая запущенность, задержка психического развития.

       2. Индивидуально – соматический: предполагает наличие у ребёнка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.

3. Социальный, внешкольный: включающий нарушение прав ребёнка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребёнком, либо гиперопека, вовлечение ребёнка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

4. Социально школьный, где в качестве составляющих включены следующие составляющие: негативно влияющий социально – психологический климат учебной группы, низкий статус группы.

Это основные факторы, влияющие на развитие  и ведущие к развитию у подростка алкогольной зависимости. Поэтому социально- педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребёнка.

       Цель социально- педагогической деятельности может быть реализована путём решения следующих задач:

  1. Создание форм активной, действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребёнка.
  2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентацией в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.
  3. Вовлеченье школьников в социально-полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений.
  4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.
  5. Укрепление физического и психического здоровья путём осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.
  6. Формирование основ правовой культуры ребёнка.
  7. Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества.

Второй компонент структуры деятельности – это её субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но, кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалисты по социальной работе, валеолог, нарколог, родители.

Третий компонент- это объект, для которого и организованна вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются школьники в алкоголизации.

Четвёртый компонент – функции деятельности. Они вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности.

У социального педагога такими основными функциями являются три:

  1. Социально – педагогическая, заключающаяся в оказании помощи ребёнку и в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей и отношений, создании благополучной социальной среды для развития ребёнка, осуществление контроля за ребёнком.
  2. Социально – обучающая функция направлена на овладение ребёнком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми специальными умениями и навыками противостояния вовлечения в процесс алкоголизации.
  3. Правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребёнка, склонного к алкоголизму.

Воспитательную функцию, способствующую формированию и развитию личности ребёнка, в полной мере должны реализовать родители, как наиболее значимые субъекты деятельности. Остальные функции (социально-бытовая, социально-экономическая, социально-медицинская) реализуют такие специалисты, как: специалист по социальной работе, валеолог, психолог.

Следующим компонентом деятельности являются методы. Они зависят от специфической деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей ребенка, уровня вовлеченности ребенка в алкоголизацию.

Методы социально-педагогической деятельности, так или иначе, связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности, а поскольку деятельность рассматривается и как ведущее средство формирования личности, то методами социально-педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально-значимые качества личности школьника, склонного к алкоголизму, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма.

Последний компонент структурной деятельности – формы реализации методов, которые определяются в соответствии с конкретными методами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Таким образом, данная технология социально-педагогической деятельности может рассматриваться как комплексная, объединяющая единой концепцией деятельность разных специалистов, а в данном случае деятельность социального педагога, направленная на достижение одной цели.

Из всего многообразия функций, методов, форм применяемых в рамках этой технологии, рассмотрим собственно содержание деятельности социального педагога со школьниками склонными к алкоголизму, и ее характерные особенности[9.c24].

Предлагаем ознакомиться  Психосоматика алкоголизма у женщин

1.7 Работа с семьёй, страдающей алкоголизацией.

Алкоголизм-болезнь в основном семейная. Во- первых, она может встречаться у нескольких членов одной семьи, передаваясь из поколения в поколение. Во- вторых, даже если в семье только один алкоголик, все остальные члены семьи страдают психологически, они как бы созависят от него. Созависимость – это психологическое состояние родственников больного алкоголизмом, живущих или живших с ним.

В России вплоть до настоящего времени помощь при лечении алкоголизма в большинстве случаев оказывается только самому больному. Для них действуют наркологические диспансеры, антиалкогольные клиники, кабинеты анонимного лечения. В этом направлении работали и печально известные лечебно-трудовые профилактории.

– выявление алкогольной зависимости в семье, определение нуждаемости семьи в помощи социального педагога, нарколога, психолога, в критических ситуациях – защита прав ребёнка, консультирование семьи по вопросам помощи, информирование о наличии в городе, районе наркологических служб;

– работа по профилактике пьянства, наркомании и токсикомании среди подростков;

– работа с людьми, страдающими алкогольной зависимостью, но решившими сделать шаг к выздоровлению.

– первое препятствие связанно со сложившимся в нашей культуре отношением к алкоголикам как к морально несостоятельным людям, которые должны быть поставлены вне общества. Понятно, что человеку легче отрицать всё, чем признать себя алкоголиком. Поэтому публикации в местной печати, передачи на местном телевиденье, радио должны быть посвящены пагубным последствиям алкоголизма как специфической болезни, а не этической категории;

– второе препятствие связанно с отсутствием достаточной мотивировки у алкоголика для обращения за помощью по решению своих проблем. Он не хочет их афишировать. Поэтому существуют телефоны доверия;

– третье препятствие связанно с заблуждением всей семьи алкоголика в том, что её задача – заставить алкоголика не пить, не меняясь самой. Чтобы преодолеть такое заблуждение, проводится большая работа социальным педагогом. Его основная задача – доказать членам семьи необходимость таких изменений и настроить их для обращения за соответствующей помощью к психологу.

Социальная работа с семьями, страдающими от алкогольной зависимости, является делом новым. Не хватает литературы о работе с семьёй, мало квалифицированных специалистов. Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация взрослого и детского населения, рост преступности на этой почве, разбитые семьи и брошенные дети- всё это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми заинтересованными организациями и учреждениями[23.c18].

Алкоголизм-болезнь в основном семейная. Во- первых, она может встречаться у нескольких членов одной семьи, передаваясь из поколения в поколение. Во- вторых, даже если в семье только один алкоголик, все остальные члены семьи страдают психологически, они как бы созависят от него. Созависимость – это психологическое состояние родственников больного алкоголизмом, живущих или живших с ним.

В России вплоть до настоящего времени помощь при лечении алкоголизма в большинстве случаев оказывается только самому больному. Для них действуют наркологические диспансеры, антиалкогольные клиники, кабинеты анонимного лечения. В этом направлении работали и печально известные лечебно-трудовые профилактории.

       Организация социально-педагогической помощи семьям, имеющим алкогольную созависимость, строится по следующим направлениям:

  • выявление алкогольной зависимости в семье, определение нуждаемости семьи в помощи социального педагога, нарколога, психолога, в критических ситуациях – защита прав ребёнка, консультирование семьи по вопросам помощи, информирование о наличии в городе, районе наркологических служб;
  • работа по профилактике пьянства, наркомании и токсикомании среди подростков;
  • работа с людьми, страдающими алкогольной зависимостью, но решившими сделать шаг к выздоровлению.
  • первое препятствие связанно со сложившимся в нашей культуре отношением к алкоголикам как к морально несостоятельным людям, которые должны быть поставлены вне общества. Понятно, что человеку легче отрицать всё, чем признать себя алкоголиком. Поэтому публикации в местной печати, передачи на местном телевиденье, радио должны быть посвящены пагубным последствиям алкоголизма как специфической болезни, а не этической категории;
  • второе препятствие связанно с отсутствием достаточной мотивировки у алкоголика для обращения за помощью по решению своих проблем. Он не хочет их афишировать. Поэтому существуют телефоны доверия;
  • третье препятствие связанно с заблуждением всей семьи алкоголика в том, что её задача – заставить алкоголика не пить, не меняясь самой. Чтобы преодолеть такое заблуждение, проводится большая работа социальным педагогом. Его основная задача – доказать членам семьи необходимость таких изменений и настроить их для обращения за соответствующей помощью к психологу. Социальная работа с семьями, страдающими от алкогольной зависимости, является делом новым. Не хватает литературы о работе с семьёй, мало квалифицированных специалистов. Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация взрослого и детского населения, рост преступности на этой почве, разбитые семьи и брошенные дети- всё это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми заинтересованными организациями и учреждениями[23.c18].

Целями практического исследования являются:

  1. Выявление уровня знаний об алкоголизме и уровня алкоголизма.
  2. Повышение уровня знаний и уменьшение уровня алкоголизма у школьников в ходе социально – педагогической деятельности.
  3. Отображение результатов исследования в виде диаграмм.

1.8 Профилактика алкоголизма.

«Легче предупредить болезнь, нежели ее лечить»,- неоднократно говорил М.Я. Мудров.

Профилактика- это целая система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных,

психолого-педагогических и психологических мероприятий.          Перечислим их кратко:

  • Ограничить доступ к алкоголю и уменьшить спрос на него, особенно для подрастающего поколения.
  • При выявлении ранних изменений личности человека, испытывающего тягу к алкоголю, попытаться «установить» психологический заслон.
  • Регулярно, ненавязчиво проводить антиалкогольную пропаганду всеми доступными средствами массовой информации (ЦТ, радио, пресса) с привлечением специалистов и «потерпевших», вышедших из данного состояния (болезни).
  • Дифференцированный индивидуальный подход к комплексному лечению алкоголизма.
  • Принять юридически обоснованные меры ограждения детей алкоголиков от пагубного влияния их родителей.

       Успех борьбы с пьянством и алкоголизмом в значительной мере зависит от их профилактики, одно из ведущих мест в которой занимает санитарно-просветительская работа.

       Однако на современном этапе мало только «просветить» человека, рассказать ему об общих гигиенических правилах, его надо научить определенному режиму труда, отдыха, быта в конкретных условиях жизни.

       Поэтому цель противоалкогольного санитарного просвещения в настоящее время заключается в следующем:

  • разъяснить населению причины возникновения пристрастия к алкоголю и распространенности злоупотребления спиртными напитками;
  • на убедительных примерах показать последствия пьянства и алкоголизма;
  • воспитывать у населения отношение к алкоголику как к больному, требующему лечения;
  • воспитывать нетерпимое отношение к пьянству;
  • широко информировать население о мерах профилактики и методах лечения алкоголизма;
  • способствовать формированию гигиенически правильного поведения человека;
  • помочь в организации режима труда, досуга.

В настоящее время нужна пропаганда, которая не ограничивалась бы сообщением общеизвестных правил, а строилась на доказательных научных данных, воздействовала не только на разум, но и на чувства слушателей. Очень важно, чтобы она была психологически ярко окрашенной, эмоциональной.

Антиалкогольной пропагандой должны быть охвачены самые широкие слои населения и в первую очередь те, кто любит выпивать по поводу и без повода и при этом не считает себя пьяницей. Очень важно разъяснить, к каким опасным последствиям для здоровья приводит злоупотребление алкогольными напитками, как из пьянства развивается грозное заболевание- алкоголизм со всеми присущими ему симптомами.

       Особо следует остановиться на вопросе о том, как алкоголизм разрушает семью, как от этого страдают дети.

       Антиалкогольное воспитание должно проводится не только среди школьников, но и среди их родителей на родительских собраниях.

       Очень важно разъяснить родителям, что отношение детей к жизни, их отношение к пьянству во многом зависит от того, как к ним относятся сами родители. Дети, как правило, во всем стараются подражать родителям. Последние должны помнить об этом и не подавать детям дурных примеров.

Родители иногда бывают инициаторами выпивок своих детей. Во многих «благополучных» семьях подчас не считается преступным дать ребенку сухого вина или пива, а иногда потчевать его водкой. «Пусть лучше начнет пить дома», – говорит иной отец, наливая своему сыну-подростку. Да и сами дети, подражая взрослым, нередко наливают себе в рюмку, находясь за общим столом. Такое подражание взрослым может закончиться плачевно.

       Родителям, особенно молодым, следует разъяснить вредное влияние алкоголя на потомство, на растущий организм ребенка. Необходимо убедительно показать, что истоки употребления алкоголя детьми в неблагополучии семьи, неправильных взаимоотношений родителей, их ссорах, пьянстве и др.

       Наряду с проведением антиалкогольной пропаганды среди родителей, ею необходимо охватывать и детей. Причем дети сами должны в ней активно участвовать, бороться за трезвую окружающую среду.

Начинать антиалкогольное воспитание молодежи надо с момента поступления их на работу. Содержание бесед имеет другую направленность, чем со старшими школьниками. В них в первую очередь следует подчеркнуть опасность систематического употребления спиртного, показать, как случайные выпивки вызывают пристрастие к алкоголю. Показать отрицательное влияние алкоголя на трудоспособность.

       В беседах с учащейся молодежью внимание следует акцентировать на вопросах влияния алкоголя на память, внимание и другие психические функции.

Надо постараться выработать у детей собственное отрицательное отношение к употреблению алкоголя. Ребенок не только должен твердо знать, что алкоголь вреден и употребление его опасно. Он еще должен обладать определенными моральными и волевыми качествами, позволяющими ему отстоять свои убеждения в компании, где его будут уговаривать выпить подчас весьма уважаемые им старшие друзья или сверстники.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Некоторые родители воспитывают своих детей в оранжерейных условиях, выполняя все их желания и капризы, не приучая их к умению сдерживать свои порывы и желания. В результате из таких детей нередко вырастают черствые эгоисты. И такие люди, попадая в компанию пьющих, легче попадают под их влияние[8.c124].

Оцените статью
Зависимость - лечение алкоголизма