1. Патологическим (болезненным) влечением к алкоголю;
2. Ростом толерантности (возрастает переносимость больших доз алкоголя);
3. Утратой количественного и ситуационного контроля;
4. Наличием синдрома отмены или алкогольного абстинентного синдрома.
Алкоголизм — это заболевание, характеризующееся психо-физической зависимостью от алкоголя, в основе которой лежит включение алкоголя в обменнью процессы организма. Причем, если на первом этапе формирования алкоголизма главную роль играют центральные механизмы действия алкоголя (т.е. на Ц.Н.С. — центральную нервную систему — повышается настроение, до эйфории, исчезает скованность, облегчается общение, наступает расслабление после стрессов), то на последующих этапах происходит более глубокая и серьезная перестройка обменных процессов в печени, где начинает вырабатываться большое количество алкоголь-расщепляющих ферментов и образуются новые ферментные пути для расщепления алкоголя.
Таким образом, на уровне Ц.Н.С. образуются новые “алкогольные” рецепторы, которые требуют своего заполнения увеличенным количеством молекул алкоголя, что может объяснять выраженное влечение к алкоголю и затем утрату количественного контроля.
Надо сказать, что в печени здорового человека организм сам вырабатывает собственный “внутренний” (эндогенный) алкоголь, который циркулирует в крови и, достигая Ц.Н.С., действует на “алкогольные” рецепторы, создавая определенный уровень настроения.
Когда же человек начинает систематически алкоголизироваться, то выработка эндогенного алкоголя снижается, а при попытке перейти к трезвой жизни — человек обнаруживает, что ему “скучно”, “жизнь не радует”, иногда развивается депрессия. Это и приводит его к “необходимости” и оправданию нового и нового приема алкоголя.
Чтобы сформировалась психофизическая зависимость от алкоголя, в среднем необходимо 8 — 10 лет систематического употребления алкоголя. Если же имеется наследственная отягощенность — отец или мать страдали алкоголизмом, то алкоголизм у их ребенка разовьется примерно через 3 года, после систематического приема алкоголя.
В основном, у “среднего” больного алкоголизмом — форма употребления алкоголя запойная, а к запою приводит утрата количественного контроля. Но, в отличие от острой алкогольной интоксикации, больного алкоголизмом можно “вылечить” на следующий день… алкоголем, так как прием алкоголя в состоянии похмелья активизирует процессы расщепления продуктов распада алкоголя и, действуя на Ц.Н.С., создает психический комфорт.
Если запой продолжается долго — 10-20 дней, то выработка алкоголь-расщеппяющих ферментов в печени истощается, и пациент вынужден к концу запоя принимать небольшие дозы алкоголя, так как “организм больше не принимает”, и часто прибегать к помощи врачей, так как развиваются общетоксические действия алкоголя на сердце, поджелудочную железу, печень, нервную систему, головной мозг.
Грозным осложнением похмельного синдрома является алкогольный психоз — “белая горячка”, что требует срочной госпитализации пациента в психиатрическую больницу. Очень опасным для жизни является и судорожный припадок, после которого может развиться инсульт, а в дальнейшем, алкогольная эпилепсия, слабоумие.
Отдельно нужно сказать о печени. Печень у больного алкоголизмом постоянно функционирует в режиме перегрузки, что, в конце концов, приводит к дистрофии ее клеток, затем к атрофии и формированию цирроза. Ослабленную печень часто поражают вирусы гепатита “В” и “С”.
Необходимо подчеркнуть, что при систематическом употреблении алкоголя рано или поздно формируется психофизическая зависимость, т.е. алкоголизм. Причем, существует определенный “биоритм” алкоголизации. В основном, он зависит от накопления алкоголь-расщепляющих ферментов, которые в свою очередь “сигнализируют” в Ц.Н.С.
При недавно сформированной алкогольной зависимости влечение к алкоголю может быть не осознанным, а на первое место пациент выдвигает различные поводы.
“Для пьянства есть любые поводы:Поминки, праздники, встречи, проводы,Крестины, свадьба и развод,Мороз, охота. Новый год,Выздоровленье, новоселье,Успех, награда, новый чин,И просто — пьянство без причин.”
В дальнейшем, когда из-за алкоголизации у пациента возникают проблемы в семье или на работе, реже со здоровьем — влечение к алкоголю осознается, но возникает борьба мотивов: выпить — не выпить. Как правило, это происходит у личностно-зрелого человека, ориентированного на социальные нормы.
Компулъсивное (насильственное) влечение к алкоголю характерно для последних стадий алкоголизма, когда алкоголь является ежедневным, основным “продуктом”, “энергетическим носителем”, а эйфорический эффект утрачен.
Большое значение в формировании алкогольной зависимости играют социально-психологические факторы: неблагоприятный климат в семье, раннее приобщение к алкоголю, “алкогольные традиции” на производстве и в быту, психическая незрелость, неустойчивость эмоциональной среды, неуверенность в себе.
1) Изменение личности по апатическому типу, когда человек перестает чем-либо интересоваться, чему-либо радоваться, удивляться. “Ему ничего не надо”, жизнь проходит стереотипно: работа — рюмка — дом. Ему никто не нужен, он ни о ком не заботится.
2) Изменение личности по эксплозивному (возбудимому) типу. Этот человек раздражается по самому ничтожному поводу, причем дает взрывчато-раздражительную реакцию с криком, киданием посуды. Часто бывает бит, если это происходит на улице.
Предлагаем ознакомиться Сильнейший заговор на спасение сына от алкоголизма
3) Изменение личности по синтонному типу. Этот человек — само понимание, но понимание его навязчиво, он назойлив, быстро отзывается на все предложения, любит общаться с незнакомыми людьми в барах. Но его синтонность или “резонансность” поверхностная, не глубокая. Нет критики к своим действиям, сознания, что он часто в тягость своим общением.
Предупреждению алкоголизма и выходу из алкогольной зависимости служит информация о механизмах формирования алкоголизма. К сожалению, слово “алкоголизм” является социальной “стигмой”: обозначением того, что ты — ущербный, дефектный, неспособный. Поэтому, дескать, обращаться к врачу стыдно. Но ведь не стыдно заболеть сахарным диабетом, когда у человека недостаточно вырабатывается инсулина для перевода глюкозы из крови в ткани!
Таким же образом и при алкоголизме: если человек уже знает, что алкоголь включился в его обмен веществ и вызывает определенные психофизические изменения, то логическим решением будет узнать у врача о необходимых условиях для возвращения организма к норме.
Первое из этих условий — полностью исключить алкоголь из своего рациона, чтобы разорвать патологический круговорот биохимических реакций. Исключив алкоголь, необходимо нормализовать еще два звена — подавить выработку алкоголь-расщепляющих ферментов и параллельно снизить психо-эмоциональное напряжение, которое является выражением влечения организма к алкоголю.
Полностью избавиться, скажем, от сахарного диабета нельзя — можно научиться регулировать глюкозу в крови, соблюдая углеводную диету.
Таким же образом необходимо следовать и при избавлении от алкогольной зависимости: полностью исключив алкоголь, выполнять все врачебные предписания.
Но, к сожалению, не все так просто. Еще не до конца изучены все механизмы действия алкоголя, поэтому нет и какого-то одного лекарства для преодоления психофизической зависимости от “зеленого змия”.
Этим, к несчастью, и пользуются различные шарлатаны, далекие от медицины люди.
Отражением некоторого “крена” в психологию больных алкоголизмом являются общества анонимных алкоголиков и наркоманов.
Общества представляют собой товарищества выздоравливающих, уже не употребляющих алкоголь и наркотики больных, которые участвуют в дискуссионных собраниях и группах поддержки для пациентов. Они исключают внедрение специалистов — наркологов, т.к. считают, что только человек, находившийся в алкогольной и наркозависимости может понять другого такого же пациента.
Факторы
Все факторы, способствующие частому приему спиртных напитков можно причислить к специфическим условиям формирования алкогольной зависимости.
К ним относятся прежде всего так называемые “питейные традиции”, “алкогольная атмосфера”, царящая в некоторых микроколлективах, семьях. Наличие “алкогольных лидеров”, которые распространяют на окружающих алкогольные привычки, мнения о пользе спиртных напитков, “правила”, и “нормы” их потребления. Другие же, имея затруднения в общении, вначале с помощью алкоголя лишь пытаются устранить этот барьер, но затем, из-за частого приема спиртных напитков, попадают в зависимость.
Иные привыкли “снимать стресс” в конце недели после работы, а затем и почти каждый день. У кого-то хронические неприятности на работе или в семье, которые они также пытаются “решать” с помощью алкоголя.
1) биологический вред — передача генетической предрасположенности к зависимости от алкоголя и наркотиков;
2) социальный — невозможно продуктивно работать, полноценно общаться;
3) семейный — страдают жена, дети пациента;
4) личностный — человек теряет лучшие черты своей личности, духовность. В конечной стадии алкоголизации — они все “на одно лицо”. Это же касается и наркоманов;
5) криминальный — совершивший преступление в опьянении или в состоянии похмелья, как и человек, хранящий и употребляющий наркотики — подвергается уголовному преследованию, ставит себя вне общества.
Причины
Исповедь русского алкоголика
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
(Иоанн 1, 5)
Родился и вырос я в стране победившего «социализма». Помню, как в детстве радовался, что я русский. А чему радовался не знаю. В младенчестве был крещен, но зачем и для чего у меня есть крестный и крестная — не знал и не догадывался. В стране, где атеизм был государственной религией — нам со школьной скамьи, и всеми средствами массовой информации внушалось — смерть есть прекращение твоего существования, с последним вздохом ты исчезаешь, а на земле после тебя остаются твои дела и дети, которых ты воспитаешь по своему разумению.
Внутренность моя (как я понял потом — моя душа) этому сопротивлялась, искала выход из этого тупика. Однако, постоянное внушение, что я есть тело материальное, которое по смерти сгниет, делало свое дело. Правда, был момент в жизни, который оставил свой след и помог мне в дальнейшем встать, наконец, с головы на ноги, и узнать про жизнь вечную, когда мне было уже 38 лет отроду.
На этом моменте я хочу остановиться особо. В пятом классе после двух лет сиротства, когда умерла мать-блокадница, наш отец и три его сына получили четырехкомнатную квартиру-«хрущевку». Эта квартира со своими малюсенькими комнатами после коммуналки казалась нам огромным пространством. Мне досталась самая маленькая комната — 4,5 кв.
метра, куда вместилась подростковая кровать и старый списанный стол с отцовой работы. Комнатка казалась большой крепостью моего мира, откуда можно будет делать вылазки в огромный окружающий меня мир других людей, мне еще незнакомый. Оборудовав свою комнату, я жаждал познания такого таинственного для меня мира.
Предлагаем ознакомиться Лечение алкоголизма в митино
Так как было лето и время каникул, первая вылазка состоялась во двор, где местные мальчишки гоняли в футбол. Вышли мы со старшим братом и очень неудачно. Я и брат, как оказалось, играли наголову лучше наших сверстников со двора (сказалась практика игры в старом дворе, где гоняли с утра и до «пока мяч видно»).
После нескольких нами забитых голов дворовые собратья решили выяснить кто прав на кулаках. Получив по носам и сообразив, что нет у них сил противостоять нашему резкому отпору, новые соседи убежали по домам. Дальше случилось для нас непонятное: футбольное поле стали окружать с десяток подростков хулиганского вида на два-четыре года старше нас.
Мой брат, оценив ситуацию, как трезво мыслящий человек пустился наутек, а я остался один, не в силах расстаться с самой дорогой для меня вещью — футбольным мячом. Было ясно, что отец замены не купит. Для меня это было бедствием. Стоя посреди дюжины хулиганов, я ожидал непривычного для себя оскорбления.
Силы были явно не равны. Обошлось одним ударом в челюсть и предупреждением здесь не появляться, а то будет хуже. Долго уговаривать меня не потребовалось. Я удалился с мячом в руках, что было, по-моему, равносильно победе. Возвращаться во двор не было никакого желания. Следующее огорчение ожидало в новой школе.
На первом уроке хлюпик, сидевший сзади, стал под партой пинать меня ногой. На что я сказал: “Выйдем на перемену — я с тобой разберусь”. Хлюпик продолжал пинать?!. Выйдя на перемену, я взял его за грудки и с чувством глубокого удовлетворения хотел съездить кулаком по этой дурной башке. Не успел я осуществить свою мечту, созревавшую весь урок физики, как получил сильный удар сзади.
Развернувшись, я увидел группу ребят с дебильными рожами, уставившимися на меня. Рожи тотчас кинулись в кулачный бой — семеро на одного. Так я вступил в новую для себя “взрослую” жизнь. Все правила старого двора о рьщарстве здесь не признавались. Я услышал новое слово — ЧЧВ, что расшифровывается по первым буквам — “человек человеку — волк”. Я ненавидел их, этих подонков, которые как стая гиен, способны разорвать любого, кто встанет на их пути.
Только став взрослым, я стал понимать их невиновность, осознавая, что они — плод воспитания этого общества без Бога. Бога нет, делай что хочешь, как бы вбивал им в подсознание “развитой социализм” — этот идол “светлого будущего”. Равнодушие и цинизм — вот что считалось шиком в таких компаниях. Все неудачи на дворовом и школьном фронтах забили меня в крепость моей комнаты, откуда я вынужденно выбирался в школу.
И был лишь один счастливый день — воскресенье, когда я ездил в клуб филателистов, где на сэкономленные на обедах 90 копеек мог покупать этикетки от спичечных коробков (денег на дорогие марки мне взять было не у кого). Я окунался в загадочный мир изображений на этикетках. География, история, мир фантастики и приключений — стали моим миром, а я его законным жителем.
Мир моего отца, который приходил с работы почти всегда пьяным, был мне отвратителен. Я думал, что никогда не буду пить, так омерзителен был один запах водки и перегара. Не знал, что столкнусь с еще большей бедой, чем мой отец, который искренне трудился на благо своих сыновей и по ночам, с похмелья, готовил обеды и стирал наше, всегда затасканное, белье.
Он тоже был жертвой безбожного времени, когда под руководством нашей славной коммунистической партии спаивался русский народ. Партия практиковала формировать свои нижние ряды в партийных ячейках из таких вот, работящих и пьющих, которых после пьянки можно будет “пропесочить” на партийном собрании, не дать премии, квартиры.
Можно было ничего не давать, кроме жалкой подачки в виде зарплаты. И такой честный и, в глубине души, порядочный человек будет за гроши честно отрабатывать свою репутацию, подмоченную “зеленым змием”, оставаясь после работы, выходя в субботу и воскресенье… Человека лишали, быть может, самого главного — участия в воспитании собственных детей, в создании домашнего очага и уюта.
Простите за отвлечение от рассказа, который хочу продолжить далее. Находясь в своей комнате-крепости, я часто задумывался, что такое смерть, и не мог понять. И, о, Господи, в очередном таком раздумий меня вдруг словно осветил непонятный для меня Свет (о котором я позже узнал у преподобного Симеона Нового Богослова).
Предлагаем ознакомиться Факты о алкоголизме
Он сказал мне: “Ты не умрешь, а будешь жить”. Это был не “голос”, а сообщение на уровне мысли. Я не видел Сообщающего, но чувствовал Его. На мысль о том: “А как же другие?” Получил ответ: “Смотри на себя”. Я находился в таком восхищении, что потерялось ощущение времени и пространства. Еще долгое время я оставался под впечатлением произошедшего.
С того момента я стал молиться Богу, о котором слышал от бабушки в деревне: “Не балуйся, Бог накажет”. Мысленно я соорудил, как древние греки, алтарь Невидимому Богу в одном из верхних углов комнаты. Икону Божией Матери я видел у бабушки в ее такой же маленькой комнатушке. К еле видимому образу на иконе относился с трепетом, почему — не знал.
Перед экзаменами за восьмой класс я усилил молитвы, чтобы Бог помог мне сдать экзамены. То была по-детски искренняя молитва. Но, как выяснилось позднее — это оказалась самая низкая форма молитвы — просительная. И лишь потом, через годы — пришли попытки славословия, высшей молитвы в Православии: “Благодарю Тебя, Господи, за те мгновения неземного счастья, которые Ты мне подарил в отрочестве!
Благодарю Тебя, Божия Матерь, Которая охраняла меня от всякого зла, окружавшего меня! Только сейчас, тяжело больной, я понимаю тот Промысл Божий, который дал мне уже взрослым, обремененным тяжкими смертными грехами, пройти через испытания к тебе, чадолюбивая мать — Православная Церковь, которая приемлет всех и молится за всех православных христиан”.
После выпускных экзаменов отец отдал меня в радиотехнический техникум, где я сдал вступительные экзамены и получил путевку в жизнь, в юность многообещающую.
От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших….
(Иеремия 3, 24)
Позже, с высоты своих лет, мне стало понятно, что враг человеческий, видя мое стремление жить по совести, стал искушать меня, неопытного. Началось с блудных помыслов и страстных мечтаний. Чтобы казаться более взрослым, я пытался курить, но по неопытности не затягивался. Более опытные студенты стали “подтягивать” меня все далее в пропасть.
Первая моя затяжка дала ощущение, что я куда-то падаю, в глазах и в голове помутнело, меня тошнило. Такие же примерно, но еще более худшие впечатления я получил от первого стакана вина, когда мы с приятелями пошли на свои первые танцы. От выпитой бормотухи меня стошнило, потерялась связанность речи, было ощущение, что я умираю.
Итак, мы остановились на первой рюмке и сигарете. Этого душе моей было мало. Встав на путь греха, я резво продолжил свое путешествие. “Чем дальше в лес, тем больше дров”. Студенческие годы характерны постоянной борьбой между совестью и сознанием, с одной стороны, и страстным желанием вкусить плод познания добра и зла — с другой.
Силы были неравными. Появились кумиры — В.Высоцкий, западные рок-музыканты. Подражание кумирам привело к полной потере ориентиров в окружающем мире. Слова Высоцкого: “мне бы выкатить портвейна бадью, а, мол, принцессу мне и даром не надо, чуду-юду я и так победю” — многие из нас, молодых балбесов, понимали и принимали тогда буквально, что называется “в лоб”, как призыв к действию.
Правда, насчет принцессы, в других песнях кумира “руководство” было другим. “Принцессы-стюардесы” доступные, как весь гражданский флот, привлекали своими телесами. Скромность и застенчивость уступили место развязности и наглости. А так как без выпивки достичь нужной эйфории не получалось, студенческие пьянки стали постоянным делом — “праздником души”.
Романтика 60-х сменилась на похмелье 70-х. Слава Богу!, что череду пьяных похождений прервала армия. Двухлетняя, без преувеличений, школа мужества притормозила падение. О том, что я хронический алкоголик — не было и мысли, но в организме уже пошли необратимые процессы (об этом я узнал лишь через 25 лет).
Нервная система была уже не та, что лет пять назад. Это проявлялось в армии срывами и коллективными попойками, когда выдавалось жалкое солдатское жалованье в размере 3р.80к., которого хватало на две бутылки бормотухи. Теперь я понимаю, что меня окружали и сейчас окружают множество таких же алкоголиков, как и я сам.